Виды и формы оплаты труда. Порядок ее начисления
В расчет себестоимости входит большое количество разных ее составляющих, и одним из самых существенных факторов производства, очень сильно влияющих на себестоимость продукции, является заработная плата работников и не только основного производства, но и вспомогательного персонала: от директора до уборщицы. Правильно рассчитывать все виды и формы заработной платы обязан каждый бухгалтер.
На каждом предприятии - большом или маленьком - есть наемный труд, т.е. работник продает свою рабочую силу и знания и получает за это оплату.
Предприятие само определяет формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а также все виды дополнительных выплат: надбавки, премии, повышенные командировочные средства, дивиденды по акциям и т.д. на основе республиканского законодательства.
Бухгалтер предприятия должен следить за состоянием фонда заработной платы во избежание его перерасхода, который влечет за собой резкое повышение налогов и соответственно снижение итоговой прибыли предприятия.
Все законодательные документы по начислению зарплаты должны быть на столе у бухгалтера - он должен следить за изменениями и дополнениями в них, которые сейчас бывают часто.
Заработная плата входит как важная доля в себестоимость продукции, работ и услуг, и это в итоге влияет на получение прибыли предприятия.
Грамотное и своевременное начисление заработной платы важно как для исчисления итогов труда, так и для хорошего психологического климата в среде работников: если человек знает, что его труд ценится и оплачивается достойно, правильно и вовремя, настроение и желание работать повышается. Соответственно растет и производительность труда, что приносит дополнительную прибыль фирме .
А чтобы правильно начислить работникам зарплату, нужно знать количество и качество произведенного труда. Значит, труд нужно уметь учитывать. Учетом рабочего времени и количеством труда на фирме занимаются специальные работники - это мастера, учетники и другие административные лица.
Что же должен делать бухгалтер для начисления заработной платы?
Во-первых, он должен иметь документы, учитывающие количество и качество труда, которые составляются по определенным законам и порядкам.
Во-вторых, он должен суметь насчитать в соответствии с законодательством и расценками заработную плату для каждого работника с учетом налогов и вычетов.
Поговорим немного о документах и правилах оформления и учета рабочего времени.
Основанием для приема на работу является приказ Руководителя фирмы или Контракт, в котором оговариваются условия труда, отдыха и особые факторы. Контракт не должен нарушать правила работника, указанные в КЗОТе - кодексе законов о труде, например, если в КЗОТе записано, что длительность рабочей недели в стране составляет 40 часов в неделю, контракт не может содержать более длинную неделю.
Для первичного учета численности персонала предприятия документами - основаниями также являются:
- приказ о переводе на другую работу;
- прекращение трудового договора;
- личная карточка в отделе кадров;
- записка о предоставлении отпуска;
- табель учета использования рабочего времени.
Лицо, ответственное за учет личного состава работников предприятия, присваивает каждому работнику, принятому на предприятии, табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах. Относящихся к этому работнику. На каждого работника заводиться личная карточка.
Бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет на него лицевой счет. В котором указывается необходимая информация:
Ф.И.О. | отдел | катего-рия персонала | Таб. номер | Семья состав |
Количество | Дата поступления | Пенсия | |||
детей |
ижд. |
вид |
сумма |
срок | ||||||