Рабочие документы аудита
В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов.
Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако он должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента. Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения" - таким образом вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну.
При проведении аудита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" рабочая документация аудитора может иметь следующий вид:
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Объем информации |
Техника исполнения |
Характер возможных нарушений |
1. |
Проверка учредительных документов, баланса предприятия и балансов отдельных обслужива -ющих подразделений, проверка обоснован-ности ведения коммер-ческой деятельности об- луживающими подраз-делениями |
2001 г. |
Последовательно прос-матриваются все учре-дительные документы, все их изменения (дополнения), а также балансы |
Отсутствие в учре-дительных докумен-тах пунктов, как о виде постоянной деятельности предприятия |
2. |
Проверка оформления учетных ПД, служащих основанием отражения в учете операций по счету 29 |
2001 г. |
Последовательно ауди-тор просматривает все сметы эксплутацион-ных доходов и расхо-дов, сметы расходов и доходов по коммуналь-ным услугам (целевым сборам), тов социально - куль-турной сферы за пери-од, предусмотренный выборкой и выясняет: - имеются ли подписи руководителя, гл.бух-галтера, начальников соответствующих об-служивающих подраз-делений на всех ПД - в случае временной подмены первых лиц уполномоченными ли-цами, на которых возложены обязанности письменным распоря-жением руководителя предприятия, нет ли документов с подпися-ми этих лиц более ран-него (позднего) срока, чем дата их назначения |
Отсутствие приказов на замещение первых лиц, отсутствие необ-ходимых подписей |
3. |
Установление полноты документов для предос-тавления предприятию льгот по налогу на при-быль, НДС, налогу на имущество, |
Папка спра-вок |
Последовательно про-веряют обоснавания льготы, указанные в на-логовых декларациях и наличие справок по каждому налогу и по каждой статье льгот в проверяемом периоде |
Отсутствуют справки, подтверждающие предоставление льго-ты в проверяемом пе-риоде |
4. |
Проверка обоснованнос-ти списания затрат со счета 29 на себес-тоимость продукции, ра-бот, услуг |
2000 г. |
Проверяется наличие на балансе помещений, предоставляемых орга-низациям обществен-ного питания, сверяют-ся договоры найма, аренды |
Расхождение в сроках предоставления по-мещений и периода списания (более дли-тельное) |